Tara-s.ru

Тара и Упаковка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коды прошлого. Ростовчанин читает историю города по кирпичам

Коды прошлого. Ростовчанин читает историю города по кирпичам

Роман Бочарников

Большие и непривычно маленькие – белые, рыжие, красные. Старых кирпичей в коллекции ростовчанина Романа Бочарникова более пяти сотен.

Окончил Донской государственный технический университет (ДГТУ).

Член президиума Донского отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры).

Впрочем, на Дону Бочарников в последние годы известен и другой своей ипостасью. Он убеждённый защитник старых зданий Ростова, член Общества охраны памятников истории и культуры.

Чтобы обращать внимание на проблемы архитектурного облика Ростова, лет пять назад он ещё и организовал небольшое общественное объединение — «МойФасад».

«В активе несколько человек. Но, когда бросаем клич, собираются и две-три сотни горожан», — объясняет он.

Летом этого года активисты забили тревогу после того, как в Ростове начали ремонтировать фасады домов в историческом центре. В конце концов, чтобы урегулировать ситуацию, в неё вынужден был вмешаться донской губернатор.

О том, чем завершился этот конфликт, и вообще об архитектуре современного Ростова наш разговор.

Один из домов Челышова на Фрунзе, 49

Одним из старейших кирпичных производств был завод Александра Ларина. За самарской железной дорогой находились его кирпичные сараи. Любопытно, что арка перед входом выложена из кирпичей Шигаева с клеймом «А.Д.Шигаевъ»

Дом Расторгуевых, которого больше нет

Бывший доходный дом Расторгуевых (№4) перешел по наследству от отца к сыну в 1880 году, и староста церкви Рождества Богородицы на Стрелке Алексей Расторгуев заказал архитектору Василию Карнееву надстроить здание третьим этажом. Здесь появились редкие для сегодняшних московских жилых домов трехуровневые галереи (их останки на фото).

В кладке доходного дома Расторгуевых были кирпичи с клеймами середины XIX века. Фото: archnadzor.ru

Первый этаж занимали многочисленные лавки, а на верхних этажах дешевые квартиры сдавались малосостоятельным горожанам.

Читайте так же:
Кирпич ту 1 4нф расшифровка

В 2004 году этот дом, пришедший в аварийное состояние, расселили. После в нем жили бомжи. А летом 2019 года Департамент культурного наследия дому в охранном статусе отказал. Известно лишь, что теперь строения бывшего доходного собираются снести и построить на том месте гостиницу.

«На сумму около 3 миллионов»

О другой ветви того же масштабного часового дела говорилось в возмущенном письме заместителя министра внутренних дел, генерала армии И. И. Масленникова генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко:

«Главным Управлением милиции в 1951 году была вскрыта и ликвидирована группа расхитителей социалистической собственности, орудовавшая в системе часовой промышленности СССР.

Материалами следствия установлено, что обвиняемые Переплетчиков, Дворкин, Офман и другие, в количестве 21 человека, работая в системе часовой промышленности и «Ювелирторга», на протяжении 1948-1951 гг. систематически в крупных размерах занимались хищением с Пензенского часового завода комплектов часов и часовых деталей.

Участники группы организовали в городе Москве нелегальную сборку часов из похищенных комплектов и деталей, выписывая на них фиктивные паспорта, добываемые преступным путем на других часовых заводах, артелях и мастерских, и реализовывали часы через магазины «Ювелирторг» под видом государственной продукции.

Всего преступники похитили около 4 тысяч комплектов часов и большое количество фурнитуры, чем причинили ущерб государству на сумму около 3 миллионов рублей.

При обысках во время ареста участников группы было изъято различных ценностей на миллион триста тысяч рублей».

Заместителя главы МВД возмутило освобождение одного из осужденных по делу:

«Одним из активных сообщников этой группы являлся Офман Л. А., осужденный 27 сентября 1952 года Судебной коллегией Московского городского суда по ст. ст. 17 УК РСФСР и 2-й Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на 15 лет с последующим поражением в правах на 3 года с конфискацией всего имущества.

Читайте так же:
Захват для поддон с кирпичом

Согласно заключению Управления по надзору за местами заключения прокуратуры СССР, утвержденному 10 сентября 1953 года заместителем начальника управления государственным советником юстиции 3 класса тов. Фатеевым, на основании п. 3 Указа «Об амнистии» Офман от отбытия наказания освобожден».

Генерал Масленников сообщал генеральному прокурору, что в заключении об освобождении Офмана были искажены факты, и подчеркивал:

«Освобождение Офмана от наказания считаю неправильным».

При таком ходе уголовных дел по часовым хищениям стоило ли удивляться тому, что советская часовая мафия продолжала работать с часовой точностью.

Истоки «Возрождения»

Двоюродный брат «фарфорового короля» России, Матвея Сидоровича Кузнецова – Иван Емельянович Кузнецов, открыл сразу несколько керамических предприятий в Новгородской губернии. Также он выкупил уже действовавшую гончарную фабрику в селе Новая Мельница под Бронницей, на берегу реки Ниша. Первый владелец – инженер Пётр Рейхель, основавший предприятие в 1882 году, сначала выпускал простую бытовую посуду из красной глины. Затем перешёл на фаянс и грубый фарфор, для чего полностью модернизировал и переоборудовал производство. Приоритет был отдан изделиям, подготовленным под роспись – так называемому «белью», которое не требовало больших затрат. Несмотря на все инициативы Рейхеля, фабрика оказалась убыточной и Кузнецов, десять лет спустя, выкупил её уже из заклада.

В 1892 году состоялся перезапуск производства. Иван Емельянович привёз из Москвы высококвалифицированных мастеров-фарфористов, работавших на династию Кузнецовых. Уже год спустя, качество продукции заметно улучшилось, что привело к росту интереса со стороны покупателей. Фабрика стала называться Бронницкой, по ближайшему крупному населённому пункту. К началу XX века объём ежегодного производства составлял около 900 тонн изделий, а штат сотрудников увеличился до 1100 человек. По примеру других членов «фарфоровой империи» Кузнецовых, Иван Емельянович основал в новгородском регионе товарищество, куда вошли четыре принадлежавших ему фабрики: Волховская, Грузинская и Бронницкая, а также Чудовская, производившая стеклянную и хрустальную посуду.

Читайте так же:
Кладочный раствор для кирпича что это

Истоки «Возрождения»

Первые годы советской власти

В 1917 году кузнецовские фабрики перешли под контроль местного народного комитета. Разрушенное производство восстановили не сразу – не хватало сырья и рабочих рук, часть оборудования оказалась утраченной. Только по окончании гражданской войны в 1921 году, удалось наладить бесперебойный выпуск столовой посуды. Из бывших предприятий был образован государственный трест НовГубФарфор. В 1922 году, по инициативе рабочих, Бронницкой фабрике присвоили более актуальное название – «Пролетарий»

В 1925 году предприятие полностью отказалось от фаянса и перешло на фарфор. В Броннице того времени не было другой промышленности и керамическая фабрика превратилась в главный источник заработка для местного населения. Выпускались в основном сервизы на основе кузнецовских моделей, но с росписью в новом, агитационном стиле. В 1930-х годах произошло частичное обновление и расширение ассортимента. Формы, в том числе и позаимствованные из дореволюционных фондов, упростили, а вместо росписи стали активно использовать деколь. Параллельно с выпуском повседневной посуды, открыли производство электрических изоляторов.

Бронницкий фарфор в 20х годах 20 столетия

В 1931 году Бронницу переименовали в село Мста – по названию протекающей рядом реки, что нашло отражение в клейме фарфорового завода. Изменения оказались кратковременными, поскольку центральные власти решение Ленинградского облисполкома не утвердили. Год спустя, Броннице вернули историческое название, однако район остался Мстинским. Новым центром территориального образования стал посёлок Пролетарий, где располагался фарфоровый завод.

Зимой 1942 года основные мощности бронницкого предприятия эвакуировали в Красноярск. Оставшиеся в посёлке рабочие занимались изготовлением печек-буржуек для фронта и гипса для госпиталей. В 1944 году цеха «Пролетария» пришлось поднимать из руин, но уже к концу войны завод вновь заработал на полную мощность. Кроме того, при нём открыли художественно-ремесленное училище для подготовки собственных кадров. В 1948 году, когда состоялся первый выпуск, заводской коллектив пополнили 62 молодых специалиста.

Читайте так же:
Как посчитать тонны кирпича

Бронницкий фарфор в 40х годах 20 столетия

Расцвет производства

В руки коллекционеров чаще всего попадает фарфор Бронницкого завода, выпущенный после 1950-х годов. Это – период расцвета производства. С 1962 по 1967 годы проводилась глобальная реконструкция, после чего «Пролетарий» перешёл на выпуск тонкостенного фарфора. Его медальоны с видами Новгорода получили признание на всемирной выставке в Монреале «Экспо-67». В 1970 году оборот завода приблизился к 50 млн. изделий. При таких масштабах, ни о какой ручной работе не могло быть и речи. Массовая продукция декорировалась либо методом шелкографии, либо так называемыми «холодными» сдвижными деколями. Последние производились на Дулёвском фарфоровом заводе по эскизам бронницких художников. В декоре сервизов преобладали народные мотивы – «розаны», «травка», «ягодки». Главный художник «Пролетария» Ф. Н. Крохина во многом повторяла дулёвский стиль, хотя в некоторых её изделиях присутствовали элементы борецкой росписи, характерной именно для Новгорода.

Ценителям советского фарфора хорошо известна малая пластика скульптора А. И. Равкина, работавшего на «Пролетарии» в 1970 – 1980-х годах. В основу его творчества положена колоритная русская глиняная игрушка. Многие фигурки имели не только декоративное, но и прикладное значение – например, служили шкатулками, штофами, чайниками или столовыми приборами.

Фарфоровые фигурки скульптора А. И. Равкина

Постсовесткий период

К 1990-м годам «Пролетарий» превратился в крупный градообразующий промышленный объект, на котором работало свыше 1000 человек. Но в 1996 году начал сдавать позиции, уступая конкуренции со стороны китайских производителей. Работа «Пролетария» продолжалась, но при этом росли задолженности, которые постепенно привели индустриального гиганта на грань банкротства. В 2009 году основное производство закрылось, остался лишь музей, где была представлена 120-летняя история кузнецовского «детища».

Только через семь лет – в 2016 году власти Новгородской области инициировали возрождение фарфоровой отрасли в рамках русских народных промыслов. При доме культуры посёлка «Пролетарий» открыли мастерскую по производству сувениров из тонкостенной керамики. Здесь до настоящего времени работают бывшие сотрудники Бронницкого завода, бережно поддерживая традиции новгородского фарфора. Пока официального сайта у производителя нет, но региональные чиновники уверены в перспективности начинания.

Читайте так же:
Блок для подъема кирпича

Постсовесткий период

Пломба от черного рижского бальзама.

Черный рижский бальзам в Имперской России являлся популярным спиртным напитком, его производили Вольфшмидты, Ионы, Шустовы, Смирновы, Штриттеры, Бекманы, Швабе и многие другие, выпускали напиток во многих больших городах, таких как Рига, Петербург и Москва.

На аверсе по центру написано «Чёрный рижский бальзам» с краёв по кругу надпись «одобрен.медицин.совет.в.С.П.Б»

Аверс черного рижского бальзама

На реверсе чаще всего перекрещенные ключи или ворота с двумя башнями похожего на замок и перекрещенные ключи. С краёв по кругу одна из следующих надписей: «Бог и моя сила», «Бог и мое право», «Бог моя надежда», «Бог наша помощь» и даже «Бог в помощь». И одна из следующих дат обычно это год основания завода (фирмы): 1635, 1815, 1818, 1836, 1845, 1847, 1863, 1865, 1882.

Реверс черного рижского бальзама

Разновидности

В 1882 году была проведена Московская торгово-промышленной выставки, на которой фирма А.Вольфшмита была удостоена права наносить на свою продукцию изображение государственного герба. После этого пломбы пошли с гербами.

Так выглядила бутылка бальзама. И как видно на фото цена такой бутылочки бальзама была 30 копеек.

бутылка бальзама

бутылка бальзама цена

Клейма Волховского завода и завода в Грузино

Завод в Волхове новгородской губернии был основан 1878 году. Предприятие выпускало фарфор, фаянс, майолику и огнеупорную посуду. Отличительной чертой клейм этого завода было изображение медалей и орденов. Волховские клейма с прибавлением букв «Г» и «Ф» использовала фабрика в Грузино.
kleyma-kuznecova-16.pngkleyma-kuznecova-17.pngkleyma-kuznecova-18.png

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector